Водометный лодочный мотор: назначение, варианты водометов на лодку

Описание

Водометный лодочный мотор – это двигатель, работающий от силы набора и выталкивания воды. Он предназначен для безопасного хождения по мелководью, различных водных аттракционов, в качестве подруливающего вспомогательного устройства или как основной двигатель. Водомет используется как на лодках ПВХ, применяемых для передвижения по болоту или по глубоководью, так и на каркасных судах и катерах.

Рыбаки уважают водометный движитель за его низкий рабочий шум, возможность троллинга и спиннинга. Водомет удобен тем, что позволяет с комфортом менять направление движения лодки не только в направлении вперед-назад, но и влево-вправо, компактно припарковывать судно к берегу.

Блиц-советы

  • Эффективность использования на малогабаритных судах (грузоподъёмностью не более 270 кг).
  • Водомёты можно применять в любую погоду и на любых участках водоёма. Наличие растительности и мелкого мусора совершенно не мешает работе устройства.
  • Водомёты могут устанавливаться на плавательные средства с наличием мягких и жёстких основ.
  • Опытным путём доказана эффективность работы мотора как на глубоководных участках водоёма, так и на мелководьях.
  • Наличие сильного порывистого ветра совершенно не способствует затруднению работы мотора.

Видео

Видеосюжет демонстрирует возможности водометного движителя.

Водометный движитель

Изобретение относится к судостроению и касается водометных движителей. Водометный движитель содержит водовод с водозаборником и защитной решеткой, промежуточный вал, рабочее колесо, спрямляющий аппарат с соплом, реверсивно-рулевое устройство, смотровой люк. Промежуточный вал имеет шлицы с обоих концов. Реверсивно-рулевое устройство установлено за спрямляющим аппаратом. Смотровой люк расположен в верхней части корпуса. Рабочее колесо размещено во вставленном в корпус пластиковом кольце на установленном в подшипниковом узле упорно-гребном валу. Шлицы промежуточного вала выполнены с зубьями бочкообразной формы для соединения промежуточного вала с муфтой двигателя и рабочим колесом. На промежуточном валу с внешней стороны корпуса установлено торцевое уплотнение. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности водометного движителя. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к судостроению и касается водометных движителей, предназначенных для эксплуатации в пресной и морской воде на реках, в прибережных зонах озер, водохранилищ и морей.

Известен водометный движитель, включающий водовод, установленное в корпусе на гребном валу рабочее колесо, подшипниковый узел, спрямляющий аппарат с соплом (RU 2357891). Недостатком данного движителя является то, что он неудобен в обслуживании и ремонте подшипникового узла, так как для этого приходится снимать водометный движитель с судна.

Наиболее близким по своей технической сущности является водометный движитель, включающий водовод с приемным туннелем, установленное в корпусе на гребном валу рабочее колесо, размещенный за рабочим колесом подшипниковый узел, спрямляющий аппарат с соплом, реверсивно рулевое устройство (RU 2276041).

Недостатками данного изобретения является низкая надежность, вызванная большим количеством узлов, так кроме опорного подшипника в нем дополнительно установлен еще и упорный подшипник, а вал выполнен из двух составляющих. Это усложняет ремонт конструкции и снижает ее надежность.

Технической сущностью предлагаемого изобретения является упрощение конструкции, повышение надежности и удобства обслуживания водометного движителя.

Настоящая техническая сущность достигается тем, что в водометном движителе, содержащем водовод с водозаборником и защитной решеткой, промежуточный вал, имеющий шлицы с обоих концов, рабочее колесо, спрямляющий аппарат с соплом, установленное за ним реверсивно-рулевое устройство, смотровой люк в верхней части корпуса, рабочее колесо размещено во вставленном в корпус пластиковом кольце на установленном в подшипниковом узле упорно-гребном валу, шлицы промежуточного вала выполнены с зубьями бочкообразной формы для соединения промежуточного вала с муфтой двигателя и рабочим колесом, при этом на промежуточном валу с внешней стороны корпуса установлено торцевое уплотнение. Торцевое уплотнение выполнено в виде зафиксированного на промежуточном валу диска, уплотняющегося к ответному диску, закрепленному неподвижно в упругом корпусе. Шлицевые соединения снабжены манжетными уплотнениями. Подшипниковый узел выполнен в герметичном корпусе и снабжен смотровым окном для контроля за наличием в нем смазки, закрытым прозрачным материалом. Смотровое окно размещено с торцевой части корпуса подшипникового узла.

Изобретательский шаг в данном техническом решении достигается тем, что соединение промежуточного вала с двигателем и рабочим колесом выполнено шлицевым с бочкообразными профилями зубьев, а его уплотнение в переборке торцевым в эластичном корпусе. Выполнение шлицевого соединения с бочкообразными профилями зубьев компенсирует несоосность соединения коленчатого вала двигателя и упорно-гребного вала, на котором установлено рабочее колесо, а также продольное перемещение и иные колебания двигателя, установленного на виброгасящих подушках. Благодаря этим изменениям удается уйти от дополнительного подшипника и карданного вала, создается возможность сдвинуть двигатель к переборке (транцу), уменьшив размеры моторного отсека, упростить обслуживание рабочего колеса, которое снимается в сборе с соплом. Размещение рабочего колеса во вставленном пластиковом кольце позволяет произвести его самоустановку за счет выработки в нем зазора, необходимого при увеличенных зазорах в шлицевых соединениях, возникающих по мере эксплуатации движителя, предохранив при этом рабочее колесо от изнашивания.

На фиг.1 дана общая схема водометного движителя.

Водометный движитель состоит из корпуса 1, внутри которого имеется водовод 2 с водозаборником 3 и защитной решеткой 4, рабочее колесо 5. Рабочее колесо 5 установлено в пластиковом кольце 6, вставленном в корпус 1, и соединено с промежуточным валом 7. Промежуточный вал 7 имеет с обоих концов шлицы 8 и 9 с зубьями бочкообразной формы, снабженные манжетным уплотнением 10 и 11, и вторым концом входит в муфту 12 двигателя (двигатель на фиг.не показан). На промежуточном валу 7 с внешней стороны корпуса 1 установлено торцевое уплотнение 13. Торцевое уплотнение 13 выполнено в виде зафиксированного на промежуточном валу 7 диска 14 с возможностью уплотнения его к ответному диску 15, закрепленному неподвижно в упругом корпусе 16. Рабочее колесо 5 второй стороной размещено на упорно-гребном валу 17, установленном в герметичном подшипниковом узле 18 в спрямляющем аппарате с соплом 19. Подшипниковый узел 18 снабжен смотровым окном 20, размещенным с его торцевой части и закрытым прозрачным материалом. За спрямляющим аппаратом с соплом 19 установлено реверсивно-рулевое устройство 21, а в верхней части корпуса размещен смотровой люк 22.

Работа движителя осуществляется путем прокачки водного потока через водовод 2 с водозаборником 3, решетку 4, корпус 1 в спрямляющий аппарат с соплом 19 с помощью рабочего колеса 5, закрепленного на упорно-гребном валу 17 в подшипниковом узле 18, вращаемого промежуточным валом 7 от муфты 12 двигателя, с возможностью изменения направления выбрасываемого водного потока реверсивно-рулевым устройством 21. Двигатель установлен несоосно упорно-гребному валу 17 на виброгасящих подушках и создает вибрацию. Однако благодаря тому что промежуточный вал имеет бочкообразные шлицы 8 и 9, прикрываемые манжетным уплотнением 10 и 11, к муфте 12 двигателя и к рабочему колесу 5, допускающими несоосность, то и при знакопеременной несоосности, возникающей от работы двигателя, до рабочего колеса вибрация не доходит. Во избежание попадания воды в корпус судна на промежуточном валу 7 за пределами корпуса 1 водомета на переборке установлено торцевое уплотнение 13 в неподвижно упругом корпусе 16, содержащее два диска 14 и 15, первый из которых зафиксирован на промежуточном валу 7. Подшипниковый узел 18 упорно-гребного вала 17 выполнен герметичным и с торцевой части снабжен смотровым окном 20, закрытым прозрачным материалом, позволяющим без разборки узла следить за состоянием смазки, присутствием или отсутствием в нем воды. Для контроля за состоянием рабочего колеса 5 водометного движителя и очистки водовода от посторонних предметов на верхней части его корпуса 1 размещен люк 22.

1. Водометный движитель, содержащий водовод с водозаборником и защитной решеткой, промежуточный вал, имеющий шлицы с обоих концов, рабочее колесо, спрямляющий аппарат с соплом, установленное за ним реверсивно-рулевое устройство, смотровой люк в верхней части корпуса, отличающийся тем, что рабочее колесо размещено во вставленном в корпус пластиковом кольце на установленном в подшипниковом узле упорно-гребном валу, шлицы промежуточного вала выполнены с зубьями бочкообразной формы для соединения промежуточного вала с муфтой двигателя и рабочим колесом, при этом на промежуточном валу с внешней стороны корпуса установлено торцевое уплотнение.

2. Водометный движитель по п.1, отличающийся тем, что торцевое уплотнение выполнено в виде зафиксированного на промежуточном валу диска, уплотняющегося к ответному диску, закрепленному неподвижно в упругом корпусе.

3. Водометный движитель по п.1, отличающийся тем, что шлицевые соединения снабжены манжетными уплотнениями.

4. Водометный движитель по п.1, отличающийся тем, что подшипниковый узел размещен в герметичном корпусе и снабжен смотровым окном для контроля за наличием в нем смазки.

5. Водометный движитель по п.4, отличающийся тем, что смотровое окно размещено с торцевой части корпуса подшипникового узла и закрыто прозрачным материалом.

Водометы для рыбалки

Современный рынок водомоторики предлагает разнообразные варианты водометных лодочных моторов для рыбалки.

Насадки на моторы

Насадки для водомётов – это приспособления, позволяющие за несколько часов переделать обыкновенный мотор (подвесной) в водомёт. Насадки напоминают центробежные насосы, которые применяя импеллеры (рабочих колёс) сквозь водозаборник втягивают в двигательную часть водные потоки и выталкивают их с напором в противоположную от лодки сторону.

Главными преимуществами насадок для водомётов стали:

  • Наличие возможности подключения реверса на полном ходу, что даёт довольно мощный эффект тормоза.
  • Прибор не оснащён переключениями в редукторной части, что не приводит к быстрому изнашиванию мотора.
  • Простое техобслуживание.

Очень важно каждые 9-10 часов производить шпринцовку специализированной смазкой (водостойкой).

К недостаткам насадок на моторы можно отнести:

  • Снижение показателей мощности почти на треть.
  • Дороговизна деталей, что особенно важно в периоды проведения ремонтных работ.

Преимущества и недостатки

Основными преимуществами водомётов стали:

  • Отсутствие в устройстве деталей вращающегося типа, которые находятся в водной среде. Благодаря этому подводная растительность и ветки не оказывают негативное воздействие на вращающие движения импеллера. Можно не беспокоиться о возможном наматывании растительности на шнек, что приводит к поломке.
  • Быстрое прохождение мелководья и участков водоёма с большим количеством коряг и водорослей. Обыкновенные механизмы редко справляются с подобными препятствиями.
  • Полное исключение травматичности человека, плавающего около лодки от импеллера, так как он располагается в корпусной части двигателя.
  • Развитие высокого скоростного режима способствует увеличению КПД мотора.
  • Учитывая полное прилегание днища лодки к воде, можно быть уверенным в надёжности и управляемости даже на высоких скоростях. Даже при вхождении в крутые повороты лодка будет легка в управлении.
  • Водомёт с лёгкостью справится с разворотами на месте и может осуществлять передвижение бортовой частью вперёд.
  • Возможность экстренного торможения с минимальным уровнем тормозного пути.
  • Незначительная степень шумового эффекта при передвижении, что несомненно обрадует любого рыбака.

Основными недостатками мотора можно считать:

  • При развитии небольшого скоростного режима снижается КПД.
  • Дополнительным грузом для лодки становится вода, за счёт которой происходит рабочий процесс водомёта.
  • Вода, находящаяся в трубке двигателя, обладает турбулентностью и снижает мощность мотора.
  • Несмотря на лёгкое прохождение мелководных участков, стоит помнить, что это провоцирует лишнюю нагрузку на ротор и статор. В данном случае рассчитывать на длительный срок эксплуатации не стоит.
  • Ремонт водомёта требует значительных финансовых затрат.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
MoskvaTeplo.ru